
Gazeta 2.0 - О необходимости идти на войну
О необходимости идти на войну
Просмотр профиля
Итак, Театр-мастерская Петра Фоменко в рамках фестиваля Золотая маска в Латвии показал свой спектакль Война и мир. Начало романа . Премию в 2002 г. получили – сама постановка, режиссер и актриса Галина Тюнина.
Придя в зал, зритель сразу попадает на поле битвы с режиссером. Который должен зрителя завоевать. Во всю сцену – старинная карта Европы. Слева и в центре густонаселенной народами и, соответствено, надписями, а справа – надписи редеют и необъятная Россия уходит куда-то аж за Степь кочующихъ киргизъ кайзаковъ . Слева на авансцене начатый портрет Наполеона, справа –противостоящего ему Александра. Очень проработанная, со смыслами и подтекстами, диспозиция.
Рассуждения Льва Николаича в романе о том, что движет народами, здравомыслящий читатель, как правило, пропускает. Не грех бы пропустить это и зрителю. Ан нет – сиди и слушай. Скажем прямо, эти глубокомысленности ХIХ века не сделали спектакль ближе и человечней. Другой вопрос: если бы Фоменко их опустил, не стал ли бы тогда спектакль чересчур камерным?
Как бы там ни было, а первое действие – у Курагиных и в салоне Шерер получилось разминочным, разгонным. Да и гусарские гулянья отыграны достаточно формально. Кажется, добры молодцы-актеры не тянут на искрометных гуляк. Но зерно интереса, успеха и конечной победы в кампании Фоменко уже успел заронить.
Спектакль набрал дыхание во втором действии – у Ростовых. Здесь все домашнее, милое, с полудетскими романами молодых и вечными житейскими проблемами старших. Возможно, борьбе за завещание графа Безухова в спектакле отведено многовато места, но это, к счастью, не убийственно. Третье действие, в имении старика Болконского, в Лысых Горах – еще один аспект русской жизни.
Скажу честно: было жаль расставаться с семействами Болконских и Ростовых. Если брать шире, то именно большие русские семьи – неважно, дворянские ли, крестьянские – о которых мы знаем только из русской литературы, несли в себе мощную силу рода, дававшую мощь и России. Сейчас об этом можно только ностальгировать. Но читать про это всегда приятно. Видеть на сцене – тоже.
На этом общем фоне есть узловые персонажи, поэтому даже не важно, как сыграют остальные. В данном спектакле такими получились отец и сын Болконские, и Наташа Ростова (Вера Строкова), маленький живчик, казак , как зовет ее Марья Дмитриевна Ахросимова. Строкова очень хороша и убедительна.
source


Комментариев нет:
Отправить комментарий